Официальный сайт Федерального государственного
бюджетного учреждения «Дом народов России»

9 июля 2025

ТАНЕЦ, СПАСШИЙ ЖИЗНЬ

Елизавета Степановна Богданова пережила войну благодаря своему таланту. Когда речь идёт о художественной самодеятельности, некоторые улыбаются. «Кто-то воюет, а кто-то пляшет. Можно ли сравнивать?». Лиза Богданова к началу войны была замужем. Родила мальчика, которого назвала Колей.

В своих воспоминаниях командира отдельной роты МПВО, Л.Н. Пугач, рассказывает о концертных выступлениях девушек-ленинградок, где упоминает о девушке Лизе.

Это была зима 1942 г. В осаждённом Ленинграде Л.Н. Пугача вызвали к проходной. Там стояла женщина в лохмотьях — худая, похожая на цыганку. Она сказала, что накануне слышала музыку и пришла, думая, что это выступление артистов. Представилась: Лиза Богданова, артистка. Хотела поступить в ансамбль.

Пугач сразу понял, что женщина истощена и пришла за помощью. Объяснил, что это воинская часть, не театр. Но она настаивала — говорила, что может танцевать, выступать, готова делать всё, что прикажут.

Когда он узнал, что Лизе всего двадцать, был потрясён: выглядела она как старая женщина. Её рассказ был сбивчивым, многое она не помнила. Позже стало ясно: Лиза пережила голод, потеряла силы, едва выжила, чудом избежала смерти.

Её выходила военная врач. Но Лиза всё равно оставалась без еды и поддержки. Пугач отдал ей кусочек хлеба — свой личный запас. Она съела его сразу, не разжёвывая.

Она умоляла взять её в часть. Обещала работать, быть полезной. Пугач объяснил, что служба требует силы и выносливости — дежурства, тяжёлый труд, спасение раненых. На что Лиза ответила просто:

— Что же мне, погибать?

Пугач пошёл к военкому, не зная, с чего начать. По всем правилам её не должны были принять — но он не мог её прогнать.

Военком Бенчин поначалу не понял сбивчивое объяснение рассказчика о девушке-цыганке, но, познакомившись с Лизой, почувствовал ответственность за её судьбу. С согласия командира батальона Лизу определили в медсанроту, предварительно накормив в столовой. Командир роты возмутился, узнав, что к ним поступает артистка, но это сопротивление было скорее формальностью.

Постепенно к Лизе начали возвращаться силы, вместе с которыми появилось и сильное желание доказать свою пригодность. Шёл подготовительный период к концерту самодеятельности четвёртого батальона — в программе участвовали бойцы, были шутки, награждения и эстрадные номера.

Во время концерта, когда на сцену вышла Лиза в костюме цыганки из театральной костюмерной, зал взорвался аплодисментами. Присутствующие не могли поверить, что перед ними выступает та самая истощённая Лиза. На сцене она предстала как красивая, страстная, полная жизни и энергии артистка.

Выступление Лизы началось с медленного, полного тоски танца. Особенно завораживали её глаза — полные огня и глубины. Постепенно темп нарастал, ритм ускорялся, и танец превратился в бурю. В этот миг казалось, что перед зрителями ожили табор, костёр, шатры — настоящая Земфира. Но внезапно всё оборвалось: Лиза упала, музыка смолкла.

Она механически выходила на поклоны, но была опустошена. После концерта, несмотря на усталость и мороз, её всё же поставили в караул. Утром стало ясно — Лиза серьёзно больна. Её положили в изолятор, потом в госпиталь — диагноз: крупозное воспаление лёгких.

Пока она лечилась, батальонная самодеятельность была преобразована: талантливых артистов собрали в одну роту с базой у Мраморного дворца. Лиза пришла туда еле на ногах. Рота уже была укомплектована, но благодаря приказу генерала её приняли. Новую койку поставили у дверей, не вызывая лишнего раздражения у остальных.

Впереди — важнейшее выступление в Филармонии. Все тщательно готовились. Но за кулисами перед концертом политинструктор удивилась сценическому образу Лизы. Её возмутила «цыганщина». Несмотря на тревогу, Пугач успокоился, он вспомнил, как любили таборные песни и пляски Пушкин, Лев Толстой, как восторгались ими.

Танец Лизы был подлинным, народным — без обучения, но с душой. Она танцевала с детства, вдохновляясь цыганской музыкой и взглядом зала. Это было потрясающе — зрители были тронуты до глубины.

После концерта её встречали, поддерживали, обнимали. Сослуживицы приняли её как свою: перенесли койку в лучший угол, дарили мелкие подарки. Но Лиза осталась прежней — слава её не испортила.  

Авторы: цыгановед Николай Бессонов и директор Музея цыганской культуры и быта им. Н.Сличенко Сергей Андреев, г. Кострома.​​​​​​​